История камина

Домашний очаг с самых первых дней существования человечества наделялся особыми, в какой-то мере даже священными качествами. Во времена неолита роль очага исполнял круг из камней, в середине которого постоянно поддерживался огонь. Его потеря в те времена приравнивалась к огромной трагедии и нередко приводила к тому, что люди снимались с насиженных мест, начинали поиски и не успокаивались до тех пор, пока не находили новый источник огня. Очаг согревал наших предков в самые суровые зимы, давал им возможность готовить пищу и поддерживал жизнь на протяжении долгой зимы.

Неудивительно поэтому, что люди начинали обожествлять огонь, наделяли его сверхъестественными качествами и даже образовывали новые формы религии, адепты которых поклонялись огню и солнцу. Совсем недавно в пещерах на территории Франции, относящихся к ориньякской культуре, были найдены статуэтки, которые изображали фигуры женщин - хранительниц очага.

Подобные фигурки находили также и в других районах нашей планеты, что еще раз показывает тот трепет, который испытывали древние люди перед непонятными им явлениями. Более того, у некоторых народов огонь наделялся человеческими качествами, становился личностью и выступал не в качестве пусть и непонятного, но природного явления, а в роли божества, принявшего такую необычную форму.

С течением времени сакральный смысл пламени отходил на второй план, а вперед выступали чисто утилитарные функции. Так, к примеру, с того момента, как человек покинул пещеры и начал строить дома, огонь использовали для обогрева помещений. Поначалу для этой цели оборудовались открытые очаги, полностью удовлетворявшие немногочисленным требованиям людей. Известно, что в Средневековой Европе такие очаги являлись неотъемлемой частью интерьера и использовались не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Интересен тот факт, что во многих случаях источник огня старались размещать в центре помещения. И если вначале это было продиктовано требованиями обрядовых церемоний, то в средние века хозяева дома больше задумывались не о религии, а о безопасности своего жилища. Для отвода дыма из помещений в крыше дома проделывались отверстия, которые, однако, не всегда хорошо выполняли возложенные на них функции.

Известно немало случаев, когда по причине отсутствия вентиляции люди умирали во сне, отравившись продуктами сгорания. Только с активным ростом городом ситуация несколько изменилась. Над очагом стали располагать огнестойкие трубы, которые выводили дым из помещения и предотвращали распространение искр. С появлением каменных строений у людей появилась возможность сместить очаг из центра комнаты к какой-либо из стен, в которую, в свою очередь, встраивался дымоход.

Рим

Первые же камины, об истории которых мы и хотим вам рассказать, появились во время римской империи, в период расцвета античной цивилизации. Первоначально они вырубались в стенах домов и не отличались особыми декоративными изысками. В некоторых случаях камины вообще выносились за пределы здания и использовались в качестве отопительной системы, подавая теплый воздух в окна домов через специальные каналы.

Описание римских каминов нам известно из знаменитого трактата, автором которого был Андрео Палладио - один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения. Он, в частности, писал: «Древние имели обыкновение строить в своих домах камины, использующиеся для обогрева помещений. Камин располагался в центре дома и представлял собой несколько колон, поддерживающих архитравы, над которыми высилась пирамида. Через нее из комнаты уходил наружу дым». Из этого описания мы можем сделать вывод о том, что в Древнем Риме камин представлял собой обособленное сооружение, никак не связанное со стенами зданий.

Перемещение камина к одной из стен произошло несколько позднее, а следующим шагом в его развитии стала конструкция, объединяющая в себе топку и дымоход, вмурованный в стену. В те времена камин не только выполнял функции отопительной системы, но и продолжал играть сакральную роль. Именно с ним связывали защиту дома от действий нечисти и злых духов, которые, по преданиям, больше всего на свете боялись именно огня. Разумеется, не было речи о том, чтобы разрушить уже построенный камин. Это приравнивалось к святотатству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Средневековье

В средние века камины все чаще становились предметом декора, нежели объектом поклонения людей. В огромных феодальных замках для них отводили целые залы, в которых по традиции проводились пиры и праздничные мероприятия. В каминном зале хранились военные и охотничьи трофеи, гобелены, стяги, оружие и прочие предметы, имеющие особую важность для хозяев дома.

Следует отметить, что тяга ко всему огромному и величественному находила свое отражение и при строительстве каминов. В те времена это были поистине большие сооружения, в которых без особых проблем можно было зажарить целого быка. Некоторые феодалы шли еще дальше. Например, в замке герцога Беррийского, что расположен во французском городке Пуатье, расположен тройной камин, занимающий всю торцовую стену. Чтобы вы могли представить его замеры достаточно сказать о том, что в каждое из трех отделений мог поместиться небольшой двухэтажный дом. Этот очаг был украшен с помощью ажурной балюстрады, трех каменных арок и готических узоров.

Несмотря на описанный выше случай, огромные камины были все-таки редкостью. Их строили только в замках, а в домах простых людей возводили небольшие и удобные камины, встраиваемые в стену и имевшие дымовую трубу, которая находилась прямо над очагом и опиралась на небольшие консоли или столбики. Обычно эту трубу штукатурили, белили и расписывали замысловатыми узорами.

В конце XIV века на смену каминам пришли кафельные печи. С отоплением дома они справлялись намного лучше, так как накапливали тепло и постепенно отдавали его воздуху за счет процессов конвекции.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса камины перестали использоваться в качестве отопления и стали выполнять чисто декоративные функции. Особый же интерес к ним проявляли художники-оформители, для которых каминные панели были великолепным местом для выражения своих талантов и способностей. Сами панели изготавливались из мрамора, гранита, оникса и прочих видов природных камней, которые дополнительно украшались флорентийской мозаикой. Очень часто композиция каминов включала в себя пилястры, колонны, элементы антаблемента.

В этот период существенно увеличились размеры дымосборника и общая площадь каминов, а также появились резные узоры над каминными досками. Следует отметить, что в стилях барокко и рококо украшения над каминами были небольшими по размерам, однако отличались тонкой отделкой, изящными линиями форм и исключительной декоративностью.

Объектом интереса художников становились не только камины, но и различные аксессуары. С начала XV века в домах европейцев появились первые декоративные доски, которые использовались, как в качестве защитного элемента стен от чересчур сильного нагревания, так и в качестве украшения в задней части топки. При Людовике XIV в моду вошел стиль барокко, что отразилось и на каминах. Вытяжные трубы, которые раньше нависали прямо над камином, отныне устанавливались перпендикулярно по отношению к каминным полкам. Кроме того, они украшались множеством разноцветных безделушек. Что касается низа и верха камина, то они оформлялись карнизом или цоколем, который во многом повторял пышное убранство всего остального интерьера.

Камины в Новое время

Несмотря на красоту и пышность форм, чересчур вычурные камины начинают утомлять людей, и особенно явно это проявилось во времена классицизма. Этот стиль искусства возвратил каминам строгие пропорции и подчеркнутую монументальность, характерную для античных веков. Главными целями теперь считаются не изысканность и внешний лоск, а чувство меры. Вместо узоров на каминах появляются военные эмблемы, традиционные старинные орнаменты, лаконичные украшения. Портал во времена классицизма оформлялся колоннами и скульптурами, а на карнизы ставились статуэтки, вазы и часы. Очень часто над каминами устанавливалось зеркало, которое отражало новую эпоху и неброское богатство интерьеров.

Изменился и состав материалов, из которых делались камины. В частности, топочная часть изготавливалась из огнеупорного кирпича. Вообще, в новое время камины обзавелись множеством аксессуаров, которые облегчали пользование этим сооружением. Появляются колосниковые решетки для дров, решетчатые углесборники, щетки на длинной ручке, совки для чистки топки, вилки для ворошения топлива и специальные щипцы для переворачивания дров.

Все эти аксессуары отличались огромным разнообразием конструкций и отделки. В XVIII на смену всем вспомогательным приспособлениям пришло одно крайне простое, но эффективное устройство - кочерга. Примерно в это же время ведерки и ящики для угля постепенно заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В конце же XIX века у каминов появляется еще один важный элемент - специальные сетки, которые предотвращали разбрасывание углей во время горения.

Камины в России

На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов были обычные печи. Вместе с тем, потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.

В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моде входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность. Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины. Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.

В наши дни камин полностью утратил свое утилитарное значение. Он используется только в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и подчеркивает, как и много веков назад, незыблемость семейного очага.